Как стало известно "Ъ", целый ряд госорганов обратился в МВД России с письмами, в которых содержится просьба отсрочить исполнение решения о снятии с 1 ноября вневедомственной охраны с их объектов. В противном случае авторы обращений предрекают бедствия общероссийского масштаба — от расхищения золотовалютного запаса страны, культурных и исторических артефактов до гибели сотен тысяч людей при, например, возможных терактах на гидротехнических сооружениях. В МВД, напоминая, что резкое уменьшение количества постов вневедомственной охраны осуществляется в рамках сокращения общей численности органов внутренних дел, говорят, что по некоторым обращениям могут быть приняты "индивидуальные" решения.
По данным источников "Ъ", в последнее время в адрес руководства МВД свои обращения направил целый ряд различных федеральных структур, чьи объекты ранее традиционно охранялись полицейским ведомством. Как уже рассказывал "Ъ", с 1 ноября этого года из 3,5 тыс. стационарных постов главного управления вневедомственной охраны (ГУВО) МВД работу продолжат лишь 262 поста — на объектах, которые правительство отнесло к критически важным. Сокращение будет проведено в рамках исполнения указа президента РФ от 13 июля этого года, предусматривающего уменьшение на 10%, примерно до 1 млн человек, общей численности органов внутренних дел. Наибольшее количество должностей — свыше 43 тыс. из примерно 110 тыс.— приходится именно на подразделения ГУВО. Стационарных постов вневедомственной охраны лишатся многие органы госвласти, а также банки, суды, объекты культуры. Предполагается, что их защитой займутся ФГУП "Охрана", ЧОПы и ведомственные охранные подразделения.
Между тем авторов обращений в МВД такая перспектива, судя по всему, пугает. В частности, Центробанк напоминает, что сейчас на договорной основе его объекты охраняет около 9 тыс. сотрудников МВД, на что ежегодно выделялось около 5 млрд руб. Полицейские защищают вычислительные центры, обеспечивающие функционирование самых разных платежных систем, а также расчетно-кассовые центры, в которых хранятся золотовалютные резервы ЦБ, резервные фонды и практически весь запас драгметаллов. Часть этих объектов Банк России считает системно значимыми — от их бесперебойной работы зависит вся деятельность ведомства. В ЦБ не считают стопроцентно эффективными системы сигнализации и "тревожные кнопки", на срабатывание которых приезжают полицейские группы немедленного реагирования, а подведомственный Центробанку "Росинкас" или ФГУП "Охрана" по сравнению с сотрудниками ГУВО обходятся минимум в три раза дороже. При этом, пишет ЦБ, "ни один из претендентов не в состоянии обеспечить полноценную надежность безопасности объектов", а ее отсутствие "в условиях непростой криминогенной обстановки... создает неприемлемые риски, влияющие на национальную и экономическую безопасность России". В связи с этим Банк России просит МВД оставить охрану хотя бы на 30 самых важных объектах, для чего понадобится 960 полицейских. Источник "Ъ", знакомый с позицией ЦБ, вчера добавил, что для охраны некоторых объектов Банка России, например связанных с денежным обращением, необходимые полномочия имеются только у полиции. "ЧОПы ими не обладают, все, что они могут сделать,— вызвать ту же полицию,— сказал он.— Поскольку речь идет о жизненно важных для страны объектах, мы будем и дальше думать над тем, как выйти из ситуации, в конце концов, ЦБ предоставлено право использовать боевое оружие законом "Об оружии". Но надеемся, что вопрос будет решен в нашу пользу". Получить комментарий пресс-службы ЦБ вчера не удалось.
Еще более мрачные перспективы в своем обращении рисует Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), которое просит сохранить полицейскую охрану на гидротехнических сооружениях (ГТС) для предотвращения диверсий и нападений, прежде всего в Южном федеральном округе, из-за "сложной криминогенной ситуации" и близости к району боевых действий на юго-востоке Украины. Чиновники направили в МВД даже расчеты возможных жертв при ЧП на ГТС в различных регионах. Так, "возможная гидродинамическая авария на плотине Краснодарского водохранилища", по их данным, вызовет "катастрофическое затопление" Нижней Кубани с 122 населенными пунктами, где проживает 691 470 человек. Вода размоет дороги, снесет мосты, затопит 350 тыс. га сельхозугодий, предрекают авторы письма, а также нефте- и газопроводы и 350 промышленных предприятий, среди которых химические, базы и склады ядохимикатов.
При аварии на Шершневском гидроузле в Челябинской области в зоне затопления, по прогнозам Росводресурсов, окажутся 14 населенных пунктов с населением 74 091 человек, при этом пострадают 26 289 человек, а погибнут 17 456 человек. В случае диверсии на Сурском гидроузле Пензенского водохранилища будет затоплена часть самой Пензы и области, а в зону поражения, по подсчетам чиновников, попадает 46 834 человека. При этом если ЧП случится днем, то могут погибнуть 610 человек, а пострадать 5464 человека, если ночью, то и цифры, соответственно, изменятся — 2338 погибших и 9348 раненых. Оценивается подобное бедствие как "чрезвычайная ситуация федерального значения" с прогнозируемым общим ущербом 64 200 631 000 руб.
Обеспокоен уходом ГУВО со своих объектов и Минкульт, который, кстати, не наделен правом создания ведомственной охраны. В письме главы министерства Владимира Мединского говорится, что в музеях находится 27 млн "бесценных художественных произведений и исторических артефактов", которые являются национальным достоянием (отметим, что ранее с подобными обращениями выступало и музейное сообщество). Треть учреждений составляют музеи-заповедники, отмечает он, которые из-за своей удаленности невозможно защитить техническими средствами. Также указывается, что привлечение для охраны вместо полиции ЧОПов приведет к "неконтролируемому расширению круга лиц и организаций, детально осведомленных о системе безопасности музеев".
Реакция на эти обращения, по данным "Ъ", уже последовала. В частности, зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн заявил "Ъ", что на днях направил запрос на имя главы МВД Владимира Колокольцева с просьбой ввести мораторий на снятие охраны МВД с 1 ноября с жизненно важных и особо охраняемых объектов хотя бы до "выработки единой, согласованной с профильными ведомствами позиции, а также выработки алгоритма предупреждения потенциальных угроз в условиях сложной криминогенной ситуации". Господин Хинштейн добавил, что рассчитывает организовать совместное обсуждение проблемы руководством МВД и депутатским корпусом.
Между тем в минувшую пятницу первый замминистра внутренних дел генерал-полковник Виктор Золотов провел в МВД совещание по вопросам вневедомственной охраны. Там отмечалось, что о ликвидации стационарных постов заинтересованные стороны были уведомлены заранее (по данным "Ъ", соответствующие письма были разосланы несколько месяцев назад). В связи с многочисленными обращениями в МВД, говорилось на совещании, по объектам отдельных категорий "осуществляется подготовка индивидуальных решений". В частности, в настоящее время совместно с Министерством культуры России изучается возможность организации стационарной охраны особо ценных объектов, "в том числе отнесенных ЮНЕСКО к объектам культуры мирового наследия".
По утверждению источников "Ъ", Минкульт до сих пор не прислал своих представителей в созданную по распоряжению правительства рабочую группу, обсуждающую эту проблему.
На совещании также говорилось, что МВД готовит предложения, направленные на улучшение качества работы частных охранных структур, кроме того, рассчитывает, что многие из сокращаемых сотрудников ГУВО продолжат работать уже во ФГУП "Охрана".